Субкультурное родство
Пользователь форума на anthems.com. au:
Эмо – это панки с замедленным развитием.Пользователь форума на Helixc. net:
Эмо – это готы, у которых не получилось быть готами.Нет, эмо – не панки и не готы. Но ясно, что их субкультура появилась не на пустом месте. К тому времени, как об эмо-культуре заговорили как о движении более или менее массовом, молодежные субкультуры существовали уже лет пятьдесят. И конечно, на самый поверхностный взгляд, две из них кажутся родственными эмо: панки и готы.
С панками все более или менее ясно – эмо как музыкальный стиль произошел все-таки от панка/хардкора. При этом в идеологии эмо и панка общего очень мало. Панки всячески подчеркивают свою асоциальность, а наиболее сознательная часть занимает четкую нонконформистскую позицию, имеет политические взгляды. Эмо – политически пассивны и сосредоточены на своих внутренних проблемах. Сходятся две субкультуры в том, что своим внешним видом и те и другие выделяются из толпы. Но своим имиджем – депрессивным и пессимистичным, в черном цвете – эмо-киды бльше похожи на готов.
Пользователь форума на сайте Punkplanet.com:
Эмо=дохлый панк=залупистый Вау, ты – панк-рокер, а тебя называют эмо? Ты случайно живешь не в Советской России, где дети трахают Майкла Джексона? Это – полная жопа, ВАЛИ ОТТУДА СКОРЕЙ!На первый взгляд, между эмо и панками общего действительно мало. Панки – грязные, в рваных шмотках, с булавками в ушах и на одежде. Эмо-киды – чистенькие и аккуратные, кроме черного любят еще и розовый цвет. Но музыка, которую слушают те и другие, очень даже связана между собой: стиль эмо практически вырос из панка, а некоторые детали внешнего вида эмо тоже позаимствованы в панк-культуре: ремни с заклепками, кеды, даже узкие джинсы – и те носили музыканты панк-групп.
Как и эмо, панк-культура началась с музыки – в середине семидесятых годов прошлого века. Панк-рок как стиль появился несколько раньше – еще в начале семидесятыхподобную музыку играли в Нью-Йорке Ramones и Television, а с конца шестидесятых существовала группа Игги Попа The Stooges, которых потом окрестили «прото-панками». Сейчас многие претендуют на то, что они первые применили это слово (к семидесятым годам прошлого века оно в основном обозначало уличного хулигана-криминала) к музыке. Например, американский журнал «Aquarian» охарактеризовал так концерты, проходящие в клубе CBGB в 1974–1975 годах, а в конце 1975 года в Америке появился фэнзин под названием «Punk».
В любом случае эта музыкальная сцена оставалась популярной только у узкого круга фанатов до тех пор, пока в Англии не появилась и не стала скандально известной группа Sex Pistols. Эта команда с фронтменом Джоном Лайдоном, взявшим сценический псевдоним Джонни Роттен (Гнилой) , шокировала британского обывателя своим внешним видом, текстами, в которых время от времени прорывались матерные слова, и, главное, полным наплевательством на «основополагающие ценности» британского общества: «пистолеты» издевательски перепели даже гимн «Боже, храни королеву». Все это происходило в Англии 1970-х, которая далеко не процветала экономически, и если средний класс существовал более или менее комфортно, то тысячи молодых людей сидели без работы и каких-либо перспектив в жизни.
Но кроме социального протеста, панк был еще и протестом культурным. Можно сказать, что он появился как реакция на уход рок-музыки в заумные арт-роковые эксперименты, в результате которых она потеряла весь свой драйв и энергию. Панк практически вернул рок-музыку к ее началу – рок-н-роллу пятидесятых годов, но двинулся еще дальше и максимально упростил музыку – до трех аккордов, хотя драйва и энергетики стало гораздо больше. Технический уровень музыканту не требовался, и играть панк мог едва ли не любой – отсюда целая волна панк-групп, появившихся в Англии вслед за Sex Pistols.
Панк как музыкальный стиль (сегодня некоторые думают, что панк и панк-рок – это разные вещи, но это одно и то же) отличался подчеркнутой простотой аранжировок, короткими песнями и часто социальными или политическими текстами. Это почти всегда – гитарная музыка, клавишные и прочие инструменты применялись крайне редко.
Но в отличие от рок-н-ролла пятидесятых годов, с его текстами в основном про любовь и лишь некоторой долей протеста – причем скорее против поколения родителей, которое не понимает своих детей, – вокруг панк-рока появилась целая идеологическая система. Окончательно сформировалась она не в Англии 1970-х, а уже в Америке1980-х, став идеологической базой для крупнейшей, пожалуй, андеграундной музыкальной сцены в истории музыки.
В основе панк-идеологии – индивидуальная свобода: человек должен сам выбирать, как ему жить, и никто – ни государство, ни семья, ни друзья – не должны навязывать ему свои ценности. Независимость от мейнстрима и шоу-бизнеса – тоже одна из главных идеологических фишек, иногда переходящая разумные пределы – когда, например, группу, ставшую популярной, обвиняли в продажности. В политическом отношении панку близки левые и анархистские идеи, и панки часто принимали участие в политических протестах. Среди обязательных и необязательных элементов панковской идеологии – антирасизм, антисексизм, антинационализм, антигомофобия, вегетарианство, веганизм, борьба за права животных. Правда, среди панков были и сторонники «правых взглядов», например Мичейл Грейвс, вокалист позднего состава группы Misfits или Джонни Рамоун из Ramones, но это, скорее, исключения.
Первая, английская панк-волна 1970-х оказалась недолговечной. Уже к концу десятилетия мода на подобную музыку пошла на убыль. Одни группы распались, например Sex Pistols, другие сменили свой стиль. Это привело к появлению нескольких новых стилей – пост-панк, нью-уэйв и ноу-уэйв.
Новым всплеском стала панк/хардкор-сцена в США в начале восьмидесятых – в основном в Калифорнии и Вашингтоне. Британский панк-рок, несмотря на всю его революционность и антибуржуазную идеологию, был явлением коммерческим и отчасти искусственным – менеджер Sex Pistols Малькольм МакЛарен никогда не упускал возможности заработь денег на скандале. Американский панк/хардкор начала восьмидесятых был подчеркнуто некоммерческим и даже антикоммерческим. Он породил целую культуру DIY – Do it yourself, «сделай сам»: группы сами организовывали концерты, их фаны выпускали фанзины, которые размножались на ксероксе, а альбомы выходили на маленьких лейблах, и никто даже и подумать не мог о том, чтобы связаться с «мейджором». Постепенно коммерциализация накрыла и эту сцену, но уже в 1990-е годы, когда границы между коммерческой и некоммерческой музыкой и между андеграундом и мейнстримом были уже далеко не такими четкими, как в конце семидесятых и начале восьмидесятых.
С самого начала панки хотели своим видом привлечь к себе внимание, показать, что они презирают обывательскую, буржуазную культуру. Первые панки резали свою одежду и скрепляли булавками, раскрашивали и расписывали майки фломастерами, «украшали» теми же булавками и лезвиями. С тех пор лезвия и булавки превратились в затасканные и попсовые символы панк-культуры, которыми никого не удивишь, но в середине семидесятых подобный вид здорово шокировал обывателя. Любили панки пошокировать обывателя и разными кожаными прикидами, которые ассоциировались в основном с садомазохизмом. Еще одна деталь панковского стиля – косуха, появившаяся еще в пятидесятые годы, когда рок-н-ролл и мотоцикл были практически неразделимы. Но панки украшали свои косухи надписями, а спереди вешали на лацканы значки (может, отсюда пошла и мода эмо-кидов навешивать на себя кучу значков) . Еще одна фишка – заклепки всех видов, в том числе на кожаных браслетах – была позже перехвачена металлистами (вместе с косухами, кстати) . Обувь – чаще всего кеды «Converse» или ботинки «Dr. Martens».
Главная фишка панк-прически – гребень (в английском его называют «Mohawk» – «могавк», в русском почему-то закрепилось слово «ирокез») , часто покрашенный в разные яркие цвета, при выстриженных висках или «спайкс» – тот же самый гребень, но поставленный практически вертикально благодаря лаку. Все эти элементы панк-стиля появились в Британии в середине семидесятых, и какие-то из них тут же были подхвачены модельерами вроде Вивьен Вествуд, которая разработала целую линию дорогих шмоток «в панковском стиле». Может быть, поэтому в американском панк/хардкоре восьмидесятых годов соблюдению панк-стиля в одежде внимания не уделяли, носили в основном обычные джинсы и майки и говорили, что панк – прежде всего в музыке, а не во внешнем виде.
На панк-концертах появились и разные способы танцев – многие из них кажутся дикими и хаотичными. Теперь так танцуют на рок-концертах разных стилей, в том числе – эмо. Самый известный способ панк-пляски – пого и мош (в панк/хардкор-культуре восьмидесятых годов его называют слэм, и это слово закрепилось в том числе и в русском языке) . Еще на концертах протопанк-групп, как The Stooges, начали делать стейдж-дайвинг – прыжки со сцены в толпу – который потом прижился и на панк-концертах.
В отличие от многих других субкультур панк создал огромное количество самиздатовских журналов – «зинов», и эта культура была подхвачена панк/хардкор-сценой восьмидесятых годов, а потом продержалась практически до начала эпохи Интернета, когда веб-зины стали вытеснять размноженные на ксероксе бумажные журналы. Самыми известными панк-журналами были «Maximum RocknRoll», «Punk Planet» и «Cometbus». С панк-культурой связаны имена нескольких поэтов, в том числе Джима Кэрролла, Патти Смит, Джона Купера Кларка, Ситинг Уэллса и Атиллы Стокброкера.